В настоящее время
существует много компьютерных программ, разработанных для
совершенствования и поддержки учебного процесса.
Существуют несколько
основных видов средств информационных и коммуникационных
технологий, применяемых в образовании. В их числе:
-
автоматизированные
обучающие системы;
-
экспертные
обучающие системы;
-
учебные базы
данных;
-
учебные базы
знаний;
-
системы
мультимедиа;
-
системы виртуальной
реальности;
-
образовательные
компьютерные телекоммуникационные сети.
Автоматизированные
обучающие системы (АОС) - комплексы программно-технических и
учебно-методических средств, обеспечивающих активное
диалоговое взаимодействие с обучаемым (учитываются
дидактические и психологические аспекты организации
диалога). Основным средством взаимодействия АОС и
пользователя является диалог. Диалогом управляют как
компьютерная система, так и обучаемый. Обучаемый определяет
режимы работы с системой, выбирает способ изучения
материала, ввод ответов в систему. АОС выбирает методы и
способы изучения материала, подбирает контрольные вопросы,
истолковывает ответы обучаемого, выбирает сценарий и
стратегию обучения.
Экспертные обучающие
системы (ЭОС) содержат знания определенной предметной
области. Массовая разработка и внедрение мультимедийных
средств в учебный процесс осложняется из-за отсутствия
широкого выбора инструментальных средств, обеспечивающих
автоматизацию проектирования основных подсистем ЭОС, таких
как:
-
подсистема
управления процессом обучения;
-
подсистема
формирования учебных заданий;
-
решатель учебных
задач;
-
средства
диагностики ошибок обучаемых.
Проектирование и
разработка мультимедийных ЭОС возможна на основе
использования специализированных инструментальных средств.
Практическая ценность подобных инструментов заключается в
том, что они обеспечивают:
-
сокращение сроков и
стоимости разработки ЭОС в различных предметных областях
обучения, удовлетворяющих введенным ограничениям на
область применения;
-
возможность
проектирования подсистемы управления процессом обучения
в ЭОС пользователем, не имеющим профессиональной
подготовки в области программирования;
-
возможность анализа
эффективности многофакторного и слабо формализуемого
процесса обучения от различных условий, задаваемых
пользователем;
-
сокращение сроков и
стоимости разработки, а также эффективное использование
памяти компьютера при создании семейства ЭОС, имеющего
структуру сети.
Наиболее широкой сферой
практического применения мультимедийных систем поддержки
принятия решений являются планирование и прогнозирование для
различных видов управленческой деятельности. В составе СППР,
как правило, имеются база данных, средства обработки и
представления информации разных типов, средства общения с
пользователем и широкий набор методов и моделей
математического программирования, статистического анализа,
теории игр, теории принятия решений, а также эвристических
методов, обеспечивающих адаптивность системы и обучение.
На протяжении последних
лет специалисты в области интеллектуальных систем ведут
активные исследовательские работы в области создания и
использования экспертных систем, предназначенных для сферы
образования. "Экспертность" подобных обучающих систем
заключается в наличии в них знаний по методике обучения,
благодаря которым они помогают преподавателям обучать, а
учащимся - учиться.
Однако большинство
разработанных к настоящему времени систем используют
достаточно ограниченные методы в организации диалога с
обучаемым, а также неразвитые системы объяснения хода своей
работы. Появление экспертных обучающих систем требует
переосмысления наработанных положений в области
использования программных педагогических мультимедийных
средств в учебном процессе.
Назад
Вперёд